НА КАЧЕЛЯХ СУДЬБЫ

Чемпионат России по художественной гимнастике 1997

Острейший спор молодых художниц завершился блестящей победой 16-легней москвички Анны Шишовой. Теперь она абсолютная чемпионка России — страны, подарившей художественную гимнастику мировому сообществу.

Она —королева, эталон, пример для подражания, кумир однокашниц — Анна Шишова , взлетевшая я одночасье на качелях судьбы.

В отсутствие Яны Батыршиной и Натальи Липковской у молодых появился стопроцентный шанс прорваться к пьедесталу, и этот шанс они не упустили. К нашей радости, претенденток на пре­стол оказалось много: талантли­вых, красивых, прекрасно подго­товленных. И закрутили они такую карусель, что дух захватывало. Частенько совершали ошибки, «набивали синяки», теряли шан­сы, но упорно и одержимо шли к цели.

Финальные соревнования в многоборье превратились в многоактный феерический спектакль, где все драматургические колли­зии определялись, с одной сторо­ны, соперничеством москвичек Анны Шишовой и Алины Кабаевой, с другой — москвички Юлии Барсуковой и Ирины Чащиной из Омска. На разности потенциалов этих соперниц и была раскручена спираль нынешнего чемпионата.

Извечный гамлетовский во­прос «Быть или не быть?» каж­дая гимнастка, естественно, ре­шала по-своему. Анна Шишова выступала внешне спокойно, стабильно, с королевским до­стоинством и грацией (но какой же пламень пылал в ее очах, когда шла она к ковру!). Она ни разу не позволила усомниться в правомерности своей победы ни в многоборье, ни в четырех видах упражнений из пяти.

Шишовой, оказалась совсем еще юная Алина Кабаева. Свой первый вид — скакалку она от­плясала лихо: чисто, технично, легко, а главное — весело, не­посредственно, играючи, за­ставляя улыбаться и сопережи­вать весь зал, и уступила лиде­ру всего 17 тысячных балла. Однако потом все полетело ку- вырком. Обруч и булавы она со­рвала. «Заигралась девочка, перестаралась», — вздохнула сидевшая рядом со мной ее на­ставница заслуженный тренер России Ирина Винер. Да, Алина переусердствовала, не смогла совладать с эмоциями. Это под­твердил следующий день фина­лов в отдельных упражнениях, где Кабаева смогла справиться с фонтаном чувств и умудри- лась-таки разделить с Шишо­вой первенство в ленте (высту­пала она под заразительную мелодию Нино Рота из кино­фильма «А пароход плывет») и трижды подняться на вторую ступень пьедестала почета, ус­тупая лидеру каждый раз мизер. В многоборье же Кабаевой при­шлось довольствоваться лишь четвертым местом.

Другая драматургическая ли­ния Барсукова — Чащина была не-менее волнительна. Уже пос­ле второго упражнения Чащина утвердилась на вто­ром месте, а Барсу­кова, отстав всего на 184 тысячных балла, на третьем.

Ира выступала раньше, и поэтому она все время «убегала», а Юля оставалась догоняющей. Пер­вая брала безупречной техни­кой и высочайшим темпом, вто­рая необыкновенной изыскан­ностью и поэтичностью испол­нения. На дистанции много­борья в таком порядке они и финишировали.

Окончательно Юля и Ира ра­зобрались в заключительный день чемпионата. Юля была не­сравненна в «мяче». Ее «Умира­ющий лебедь» Сен-Санса нико­го не оставил равнодушным. Зал взорвался овацией, и я вспомнил об одном эпизоде. Зимою в московском театре им.Пушкина знаменитый журнал «Балет» отмечал свое 15-летие. На концерт пригласили и «ху­дожниц». Их представляла Юлия Барсукова, решившая вы­нести на суд искушенной балет­ной публики своего «Умираю­щего лебедя»», причем практи­чески сразу же после аналогич­ного номера, исполненного на­родной артисткой СССР Людми­лой Семенякой. Юля имела тог­да шумный успех! В театре она покорила сердца балетных спе­циалистов и критиков.

Юле здесь вручен традици­онный приз известной фирмы по производству балетной и гимнастической обуви «Гришка» «За лучшую хореографическую подготовку».

Что же касается Ирины Чащи­ной, то в финалах она дважды за­воевала «бронзу» (мяч и булава). Еще два третьих места у Елены Шаламовой из Астрахани (ска­калка и лента) и одно у начина­ющей приходить в себя после операции Амины Зариповой (об­руч). Еще один специальный приз журнала «Мир женщины» — «За волю к победе» вручен мос­квичке Елене Давиденко. Высо­кая, статная, красивая, она мог­ла бы украсить сборную любо# страны мира.

Владимир НАЙПАК, пресс-атташе Всероссийской федерации художественной гимнастики.

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Чемпионат Росиии по ху­дожественной гимнастике. Москва. 18—20, УСК «Крылья

Советов», 21-22, УСЗ ЦСКА. Предварительные соревно- *чвания в многоборье (скакал­ка, обруч, мяч, булавы, лен­та). 1. Анна Шишова (Москва) —98,432 балла. 2. Ирина Чащи­на (Омск) — 96,5. 3. Юлия Бар­сукова (Москва) — 96,201. 4. Елена Шаламова (Астрахань) — 96,05. 5. Алина Кабаева — 95,933. 6. Екатерина Фокина (обе — Москва) — 94,833.

Финал многоборья (скакал­ка, обруч, булава, лента). 1. Шишова —79,068. 2. Чащина — ‘ 78,25. 3. Барсукова—77,7. 4. Ка­баева — 77,517. 5. Шаламова — 77,034. 6. Амина Зарипова (Мос­ква) — 76,683.

_ _ _  Финалы в отдельных упраж­нениях. Скакалка. 1. Шишова — 19,7. 2. Кабаева — 1&65. 3. Ша­ламова — 19,433. Обруч. 1. Ши­шова— 19,8. 2. Кабаева— 19,76.

! 3. Зарипова —19,733. Мяч. 1. Барсукова — 19,8. 2-3. Шишова и Чащина — по 19,617. Булавы. 1. Шишова — 19,817. 2. Кабаева — 19,683. З.Чащина— 19,65. Лен­та. 1-2. Шмшова и Кабаева по 19,333. 3. Шаламова— 19,5.